После дождика в четверг.
См. БЫЛОЕ - БУДУЩЕЕ
делать что-л.; случаться
Неизвестно когда.
Подразумевается скептическое отношение говорящего к возможности осуществления чего-л., ожидаемый или предполагаемый обман. Имеется в виду, что событие (p), о котором идёт речь, маловероятно. Говорится с пренебрежением или с иронией. фам. ✦ <P> после дождичка в четверг.
неизм.
В роли самостоят. высказ. или обст. Часто как реплика в диалоге.
Порядок слов-компонентов фиксир.
- Когда же вы ко мне приедете погостить, Марфа Семёновна? - А после дождичка в четверг. Д. Мамин-Сибиряк, Человек с прошлым.Закрыли дверь и орут из-за дверок: - Приходите после дождичка в четверг! В. Маяковский, О том, как некоторые втирают очки товарищам, имеющим циковские значки.
Сказано тут: соберёшь пуд гнилой рыбы - получай пятак… после дождичка в четверг. Ф. Панфёров, Бруски.
Сильно пьяный Андрей Волков стоял у прилавка и допрашивал продавщицу: - Конфеток нет, так? Договорили, так? - Будут на днях. - После дождичка в четверг, так? Н. Грибачёв, Тина.
- Так вот мы и говорим вам, - заканчивал Баскаков, - чтобы мир не после победы, не после дождичка в четверг, не после того, когда будут изувечены ещё тысячи рабочих и мужиков, а давайте нам мир сейчас, без всяких побед. А. Гайдар, Школа.
- Твой дядя звонил, спрашивал, как дела, обещал приехать. - Когда? - Да после дождика в четверг, а то ты его не знаешь. (Реч.)
культурологический комментарий:
фразеол. восходит к мифологическим, надличностным, коллективно-родовым формам духовного осознания мира и моделирования мира-хаоса, а также к древнейшим представлениям, связанным с культом славянского бога Перуна, который, "видимо, понимался не просто как главный из богов, но как бог по преимуществу, в принципе способный заменить других богов". (Топоров В.Н. Предистория литературы у славян: опыт реконструкции. М., 1998. С. 68.)
По мнению В.Н. Топорова, "есть все основания реконструировать связь Перуна с четверичностью: *Perunъ & *četverъ. Перуну был посвящён четвёртый день недели, четверг". Также следует отметить "связь с четвергом Ильи-пророка и особую отмеченность "четвергового" дождя. В Великий четверг определяют погоду, отвечая на вопрос, будет ли [она] мокрой или сухой, будет ли весной большая или малая вода, будет ли урожай, приплод скота. Именно с этим днём связано большое количество ритуалов и особых "четверговых" ритуальных предметов. Четверг - отмеченный и лучший из всех дней недели. Поэтому же к четвергу приурочиваются свадьбы (в реконструкции божественная свадьба, иерогамия, по образцу которой - "первосвадьба" - совершаются все свадьбы, имела место в четвёртый день, четверг)". (Там же. С. 70.)
Образ фразеол. соотносится через компонент дождичек с природным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён природных явлений, которые несут в дополнение к природным их свойствам функционально значимые для культуры смыслы, придающие этим именам роль знаков "языка" культуры. Через компонент четверг образ фразеол. также соотносится с временны/м кодом культуры, т. е. с совокупностью имён, обозначающих членение времени на отрезки и отношение человека к временны/м параметрам.
фразеол. содержит временну/ю метафору, в которой нашла отображение десакрализация (т. е. низведение, лишение божественного смысла) представлений о языческих богах и о связанных с ними приметах, и выступает в роли эталона крайней временно/й неопределённости.
фразеол. в целом выступает в роли эталона неопределённости (действия, события или времени их совершения).
автор:
В. В. Красных